Санкт-Петербург

Все виды услуг в сфере текстильного дизайна

Красота в деталях: бордюры в интерьерном текстиле. Часть 3

«Жилище – это настроение»
Робер де Монтескью

В интерьере Ренессанса преимущественно в королевских покоях появляются «парадные» комнаты, украшенные текстилем: балдахинами, предметами мебели, обитой тканью; шпалерами, коврами и драпировками, выполненными в едином стиле и часто дополненными вышивкой и басоном. Эти комплекты в путешествиях короля и его семьи по своим владениям перевозились вслед за ними в разные замки.
         В связи с развитием новых способов ткачества в Италии и во Франции начинают широко использоваться бархат и парча насыщенных и переливающихся цветов. Ткани нередко украшались набивными рисунками с крупными растительными мотивами.

Ганс Гольбейн Младший. Послы. 1533. 207×209. Национальная галерея, Лондон

         Можно упомянуть и использование восточных ворсовых ковров с непременными орнаментальными бордюрами, истоки возникновения которых, находятся, скорее всего, в культовых действах жрецов древнеиранского зороастризма. Так или иначе, но чаще всего изображенные анатолийские ковры в европейском интерьере покрывали не полы, а стены, столы и другие плоскости.

         Прекрасный пример – известная картина Ганса Гольбейна Младшего «Послы» (1533), на которой, кстати, на заднем фоне тоже видим ткань, мягкими складками покрывающую стену.

          Основным способом изоляции окна в течение периода Ренессанса были деревянные ставни. Убранство окон было простым и непритязательным. Занавески составляли часть оформления кроватей, а портьеры разделяли комнаты, не позволяя сквознякам и звукам распространяться по дому (портьеры, от французского «porte» – «дверь»).

           В этот период кровать была витриной благосостояния. Спальни знати отражали важность положения своих владельцев. Кровати с балдахинами представляли собой конструкцию из дерева: рама и четыре угловые стойки – столбики либо резные колонны, украшенные искусной резьбой. Занавеси полога крепились под балдахином и служили для того, чтобы закрывать кровать. Изысканные горизонтальные и вертикальные орнаментальные бордюры украшали ламбрекен и занавеси в текстиле кроватей.

         На севере пологи помогали сохранять тепло, а в теплых средиземноморских районах защищало от москитов и насекомых («полог» – английское «canopy», от греческого «konops» – «комар»).

         Рассмотрим роскошные кровати эпохи Ренессанса в спальнях замков Луары, построенных в те времена, когда французские короли жили на берегах великой реки, её притоков или вблизи от них.

Кровать в спальне Екатерины Медичи. Замок Шенонсо – один из наиболее известных и красивых во Франции. Долина Луары
Спальня Екатерины Медичи. Замок Шенонсо
Замок Шенонсо можно назвать Замком дам. На коробчатом потолке XVI века изображены гербы пяти королев, которые жили в замке на протяжении 400 лет
Спальня в замке Шенонсо. Долина Луары

         Недалеко от Амбуаза есть замок де ля Бурдезьер. Этот замок хранит трогательную историю любви короля Франсуа I и его фаворитки Мари Горден. А спустя десятилетия в нем же кипели бурные страсти между Генрихом IV и Габриэль д’Эстре, внучкой Мари Горден.

Спальня замка де ля Бурдезьер. Долина Луары

         Шамбор – это воплощение заветной мечты о романтическом охотничьем замке, достойном Богов и королей, приемного сына Людовика VI, Франсуа Ангулемского, ставшего королем Франции в возрасте 20 лет. На архитектурные идеи короля при постройке Шамбора большое влияние оказали работы его современника Леонардо да Винчи.

Королевская спальня с парадным ложем, предназначенных для утренних церемоний и приемов. Замок Шамбор.
Спальня королевы. Замок Шамбор.
Cпальня Генриха III. Замок Блуа. Долина Луары.

          Kровать из дома-музея Багатти Вальсекки, исторической резиденции, расположенной в ренессансном здании квартала моды в самом сердце района Монтенаполеоне, в центре Милана, в здании под названием «Палаццо Багатти Вальсекки». Дом-музей наполнен восхитительными предметами искусства эпохи Возрождения.

Кровать. Северные комнаты музея Багатти Вальсекки. Милан.
Италия

         С эпохи Ренессанса начинается осознанное украшение интерьеров: отделки стен, полов, потолков и наполнения дома миром предметов декоративно-прикладного искусства. В этот период великих перемен и возрождения живописи и архитектуры с глубоким взглядом на человека, его облик и образ жизни, украшение интерьеров стало восприниматься как особое направление искусства.

         Изготовление тканевого убранства предметов мебели с применением гармонирующих тканей, бордюров, позумента в убранстве помещений было популярно по всей Европе. Сохранившиеся образцы и изображения дают нам богатую почву для фантазии при создании современного интерьера, в сохранении искусства пошива штор и драпировок.

          К концу эпохи Ренессанса в оконное убранство постепенно пришли шторы и карнизы, а позже подзоры, ламбрекены, став завершающими штрихами, которые придали окнам более изысканный вид, достигший особенного расцвета в XVIII веке.


Советуем еще несколько “идей для вдохновения”: