Красота в деталях: бордюры в интерьерном текстиле. Часть 2
«Жилище – это настроение»
Робер де Монтескью
Первую часть статьи мы закончили убранством дома Древнего Рима. В Византии же, преемнице Римской империи, роскошные шелковые ткани, особенно парча, уже вырабатывались в собственных мастерских при императоре Юстиниане. Мозаика с портретом императрицы Феодоры в раннехристианской базилике Сан Витале (Равенна, ок. 547 года) показывает прикреплённые ткани-занавеси в проёмах. Любопытно, что с левой стороны этой мозаики орнаментальная занавесь с горизонтальными каймами красиво завязана узлом, а с правой стороны полосатая занавесь эффектно подвёрнута мягкой дугой и свисает конусовидными спиралями. Ткани-занавеси укрепляли и в арочных проёмах на специальных перекладинах, а при необходимости их завязывали вокруг колонн или оборачивали ими, освобождая проёмы.
На фрагменте мозаики церкви Сант Аполлинаре Нуово в Равенне между колоннами также изображены симметричные узорные занавеси с бордюрами в верхней и нижней части тканевых полос, завершающихся бахромой. Интересны завязанные узлом занавеси среднего нефа с угловыми бордюрами и квадратными орнаментальными мотивами в верхней части.
В византийском интерьере ткани, часто вышитые, использовались не только для занавесей, но и для покрывал, скатертей, подушек мебели.
Для раннего средневековья Европы знаменательной оказалась деятельность короля Франции Карла Великого, основавшего текстильное дело в Руане и Лионе. Он был большим поклонником античности, и приём использования занавесей, подобных византийским, встречается и в его время правления, например, в миниатюре Утрехтской псалтыри (около 820 года) изображенная ткань висит на шнурах, завязанных на столбах, расположенных между арками. Нечто подобное видим на миниатюре Евангелия Лотаря, короля родом из династии Каролингов, но занавесь здесь крепится на арке – элементе, значимом в символике знаков как божественный верх.
«Романское начало и готический конец» как большая эпоха показывает примеры использования занавесей с бордюрами. На миниатюре Евангелия Оттона III (Х в.) изображён сам король, сидящий в кресле-троне на фоне навеса с бордюром.
На иллюстрации мы видим интересные треугольные складки на занавеси. Такой вид оформления верха шторы (и многообразие крепежных элементов в разные эпохи) очень интересен для пошива штор и драпировок в современном интерьере.
Можно вспомнить и знаменитый вышитый ковер из французского города Байё (1066), со сценами завоевания норманнами Англии. В бордюрах ковра в отдельных клеймах, разделённых наклонными вертикальными полосами, располагаются изображения, дополняющие общий смысл повествования.
Прекрасный пример орнаментальных занавесей с бордюрами видим на мозаике римской церкви св. Марии в Трастевере 13 века Пьетро Каваллини.
В средневековых интерьерах стены, как и в античности, и в Византии, расписывались. Историки интерьера отмечают важную особенность больших замков, которые редко посещались их знатными владельцами, часто разъезжавших по своим имениям и возивших с собою необходимые текстильные изделия, которыми можно было довольно быстро уютно оформить пустовавшиекрепости. Эти замки сохранились до нашего времени лучше других зданий. Скорее всего, поэтому сложилось мнение, что средневековый интерьер был довольно необжитым и холодным.
Главным предметом домашнего текстиля этого времени был набор для ночного сна, и, видимо, он обладал, как бы мы выразились сегодня, таким свойством как ансамблевость. Известно, что в 1398 году герцог Орлеанский купил переносную спальню – une chamber portative, состоящую из балдахина, подспинника, покрывал и вышитого покрывала. Изображенный комплект спальных принадлежностей можно отметить на центральной части триптиха Рогира ван дер Вейдена «Благовещение» (1440). Кровать окружают две вертикальные занавеси, покрытые горизонтальными прямыми ламбрекенами с узким зеленым бордюром, закрывающими прямоугольную верхнюю раму балдахина. Настенная ткань и цилиндрическая подушка у изголовья, покрывало и балдахин выполнены в оранжево-красном цвете, который повторён в подушках на деревянной скамье.
Подобное оформление спальни отмечаем в картине Яна ван Эйка «Рождение Иоанна Крестителя» (1422 г.).
Стены комнат домов часто покрывались тканями, шпалерами, которые помогали сохранить тепло и оберегать жителей от сквозняков. Пример использования ткани с верхним вышитым бордюром видим на картине Пьетро Лоренцетти «Рождество Богоматери» (1342). Светлая и, видимо, легкая ткань, скрывающая стены, задрапирована ритмичными складками. Но стены покрывались и бархатом, чаще темно-зелёным или малиновым, и сукном.
Мадонна с младенцем Иисусом часто изображается на фоне тканой полосы, но она не была обычной деталью интерьера – это символ почитания Марии, встречающийся в живописных произведениях. Например, у Рогира ван дер Вейдена в картине Святой Лука, рисующий Мадонну (137×110, 1440, Saint Petersburgh, Russia, Hermitage State Museum), текстильная полоса узорного бархата, оформленная с обеих сторон гладкой зеленой полосой бордюра, имеет ещё горизонтальный навес.
Автор статьи: Шкляева Светлана Аркадьевна.
В следующей статье нашего экскурса в историю интерьерного текстиля нас ждут интерьеры французского Ренессанса, роскошь Барокко и величественность Ампира.
Советуем еще несколько “идей для вдохновения”: